Структура методической работы государственного учреждения образования «Гимназия № 11 г. Минска имени И.Д.Черняховского»
Методическая работа - это основной вид образовательной деятельности, представляющий собой совокупность мероприятий, проводимых администрацией гимназии и учителями по организации, проведению и обеспечению образовательного процесса.
Методическая работа в гимназии направлена:
- на повышение уровня научно-теоретической и методической подготовки педагогов, совершенствование их профессионального мастерства, использование и внедрение в практику работы педагогов достижений педагогической науки и лучшего педагогического опыта
- на сотрудничество всех участников педагогического процесса
- на повышение эффективности образовательного процесса.
Цель методической работы:
Развитие культурного и образовательного пространства, создание условий для формирования и развития ключевых компетенций всех участников педагогического процесса.
Основные задачи методической работы гимназии:
- совершенствование образовательного процесса и повышение качества обучения;
- освоение и внедрение в учебный процесс новых педагогических технологий, научных исследований;
- обеспечение профессионального, культурного и творческого роста учителей.
Принципы методической работы гимназии:
- Методологические – принципы педагогической обусловленности профессионального развития педагогов, научности, системности, непрерывности, целостности.
- Педагогические – единство обучения, воспитания и развития, сбалансированности теории и практики, оптимизация, наглядность методической работы, активность педагогического коллектива, единство коллективных и индивидуальных форм работы.
- Организационные – принципы всеобщности и обязательности, комплексности, преемственности, управляемости, плановости, регулируемости и координации, мониторинга и контроля, рациональности использования материальной базы, мотивации и стимулировании методической работы.
Основными формами и методами организации методической работы в гимназии являются:
- Тематические, методические и педагогические советы.
- Семинары.
- Научно-практическая конференция.
- Предметные декады.
- Дни науки.
- Мастер-классы.
- Смотры-конкурсы.
- Педагогические консилиумы.
- Круглые столы.
- Тренинги.
- Открытые уроки.
- Взаимопосещение уроков.
- Диагностика, педагогический мониторинг.
- Индивидуальная работа.
- Аттестация.
- Творческие отчеты.
- Конкурсы методических находок.
- Распространение педагогического опыта.
- Презентация методических наработок.
Личностное развитие педагогов ведется по следующим направлениям:
- Повышение квалификации.
- Аттестация.
- Самообразование.
- Участие в педагогических советах, методических советах, семинарах, конференциях.
Ресурсное обеспечение
- Информационный ресурс - совершенствование информационной среды гимназии.
- Материальный ресурс - подготовка и развитие материально-технической базы инновационной деятельности гимназии.
- Аналитический ресурс - мониторинговые процедуры оценки эффективности произошедших изменений.
- Кадровый ресурс - обеспечение профессионального и личностного роста педагогов гимназии через организацию мероприятий обучающего, аналитического и методического характера.
- Нормативный ресурс - разработка нормативно-правовой базы защиты прав обучающихся в образовательном процессе.
- Социальный ресурс – привлечение к решению задач программы партнеров.
- Инновационный ресурс - развитие механизмов внутренней экспертизы и коррекция результатов.
Материально-техническая база гимназии
- АРМ учителя и администратора.
- Ресурсные центры по английскому языку, истории и обществоведению.
- Локальная сеть, Интернет.
- Кабинет информационных технологий.
- Библиотека – медиацентр.
- Интерактивные приставки и интерактивная доска.
Реализация цели деятельности методической службы осуществляетсяпо следующим направлениям:
1. Организационно-методическое:
- Организация и согласование деятельности методических объединений учителей, творческого объединения педагогов.
- Планирование и организация обучения учителей на курсах повышения квалификации учителей в МГИРО, АПО, РИВШ, на базе гимназии, прохождения стажировок в образовательных центрах Беларуси, России.
- Координация деятельности методических объединений, социальной психолого-педагогической службы и гимназической библиотеки.
- Разработка планов подготовки педагогических советов, научно-практических конференций учителей и учащихся, семинаров, круглых столов и т.д.
- Организационная и подготовительная работа по проведению аттестации педагогических кадров.
- Организация, подготовка и проведение конкурсов профессионального мастерства.
- Планирование, организация и проведение методических декад, открытых уроков и мероприятий.
- Организация работы по совершенствованию предметных кабинетов гимназии.
- Организация работы с молодыми и вновь прибывшими учителями. Наставничество.
2. Информационно-аналитическое.
- Создание и систематическое обновление базы данных о педагогических кадрах гимназии.
- Проведение диагностических исследований, осуществление мониторинга организационной культуры гимназии. Анализ результатов исследований.
- Организация работы по изучению нормативно-правовой базы образования. Ознакомление учителей с педагогическими новинами. Проведение тематических обзоров методической литературы.
- Создание и обновление банка данных о передовом педагогическом опыте учителей гимназии.
- Осуществление сотрудничества с МГИРО, АПО, БГУ, БГПУ, Институтом теологии им. св. Кирилла и Мефодия БГУ, МГЛУ, Республиканским институтом им. Конфуция.
- Мотивация и стимулирование учителей для создания портфолио, сбора и систематизации материалов для обобщения опыта работы.
- Систематизация материалов информационно-методического центра.
- Организация тематических методических выставок.
- Изучение методических материалов размещенных на сайте минского городского методического портала.
- Подготовка методических материалов для выступлений, публикаций.
- Разработка и издание рекламных материалов о деятельности гимназии по различным направлениям.
3. Консультационная деятельность.
- Организация и проведение тематических и индивидуальных консультаций для учителей.
- Постоянное консалтинговое сопровождение деятельности учителей, работающих над созданием проектов, обобщением опыта работы.
- Организация консультаций и выступлений ученых, преподавателей МГИРО, АПО.
- Осуществление подборки литературы, материалов размещенных на образовательных сайтах по интересующим учителей вопросам. Осуществление связи с библиотекой МГИРО, педагогической библиотекой.
4. Научно-методическая деятельность.
- Разработка проектов локальных нормативных документов, рекомендаций, программ наблюдений уроков и мероприятий, мультимедийных презентаций.
- Разработка предложений для Программы развития гимназии. Разработка основных направлений развития методической службы.
- Разработка перспективной тематики педагогических советов, единых методических тем, тем по самообразованию.
- Разработка примерных приоритетных направлений деятельности для участников в конкурсах профессионального мастерства.
- Предварительная работа по подготовке планов проведения, докладов, решений, выступлений на педагогических советах.
- Рецензирование выступлений, статей учителей и учащихся. Экспертная оценка проектов и моделей открытых уроков.
- Стимулирование и организация участия учителей в НПК, семинарах, проведении мастер-классов различных уровней.
- Координация деятельность гимназии как площадки для проведения курсовой и межкурсовой подготовки и опорные площадки МГИРО, АПО, управления образования администрации Первомайского района г. Минска.
5. Экспертно-диагностическая деятельность.
- Организация и проведение диагностики учителей с целью выявления затруднений дидактического и методического характера.
- Разработка и внедрение в практику работы «Карт профессиональной мобильности учителя», «Диагностической карты предметного кабинета».
- Организация и проведение диагностики эффективности курсовой подготовки учителей.
- Организация и проведение психолого-педагогических исследований с целью установления открытия классов с повышенным уровнем обучения.
- Проведение психолого-педагогических исследований для составления анализа работы гимназии, методического совета, методических объединений учителей. Подготовка аналитических материалов для педагогических советов.
6. Экспериментально-инновационная деятельность.
- Обеспечение информационно-методического сопровождения деятельности гимназии как экспериментальной и инновационной площадки Министерства образования. Оказание методической помощи участникам проектов, творческих групп при составлении отчетов, аналитических материалов. Проведение экспертизы результатов экспериментальной и инновационной деятельности.
- Организация работы по ознакомлению педагогического коллектива с результатами экспериментальной и инновационной деятельности учителей. Внедрение результатов проектной деятельности в практику работы учителей гимназии. Пропаганда результатов экспериментальной и инновационной деятельности.
- Определение приоритетных направлений для разработки проектов, деятельности экспериментальных и инновационных площадок.
- Организация работы постоянно действующих семинаров в процессе экспериментальной и инновационной деятельности.
7. Создание условий для повышения эффективности работы с одаренными детьми.
- Систематическое обновление банка данных «Одаренные дети». Анализ дальнейших образовательных маршрутов победителей олимпиад и лауреатов конкурсов исследовательских работ различных уровней.
- Организационная работа по созданию банка материалов для работы с одаренными детьми. Экспертиза материалов для проведения гимназических предметных олимпиад.
- Организация и проведение конкурса исследовательских работ, интеллектуальных конкурсов, конкурса «Гимназист года».
- Организация консультаций для участников предметных олимпиад и конкурса исследовательских работ.
- Организация работы по стимулированию выступлений в печати учащихся гимназии.
- Координация психолого-педагогического сопровождения деятельности интеллектуально-творческого и научно-исследовательского объединения гимназистов.
8. Информатизация образовательного пространства гимназии.
- Организация работы курсов по повышению информационной культуры учителей. Изучение новых средств обучения.
- Организация работы учителей по поиску путей оптимального сочетания традиционных и информационных технологий.
- Размещение методических материалов на сайте гимназии и городском методическом портале Комитета по образованию.
- Реклама программных комплексов по различным предметам. Осуществление мониторинга использования ПК.