Учет темперамента школьников в учебно-воспитательном процессе.
Ученики с флегматическим темпераментом.
Прежде всего, необходимо так или иначе считаться с присущей этим детям инертностью нервно-психических процессов. Сухомлинский сравнивал умственную деятельность учеников-флегматиков с течением медленной, но могучей реки, советовал учителям не спешить, не подстегивать оценкой, так как это никак не поможет.
Детям с флегматическим темпераментом необходимо давать больше времени на исполнение заданий, на подготовку устного ответа у доски. Индивидуальный инструктаж на занятиях тоже должен быть медленным и точным. Но темп занятий, удобный для учеников-флегматиков, не может распространяться на весь класс. Необходима определенная дифференциация.
На темперамент, на негативные черты можно влиять определенным образом, изменяя их в нужном направлении. Это распространяется на инертность нервно-психических процессов. При этом надо учитывать такие обстоятельства: во многих случаях в чрезмерной медлительности умственных действий учеников-флегматиков немалую роль играет установка ребенка на сознательное избегание быстрых действий, которые ему как будто полностью не доступны. Он смиряется с тем, что двигается и говорит медленнее, чем другие ученики, привыкает к этой мысли и уже просто не делает попыток действовать в более быстром темпе.
Вследствие такой волевой демобилизации ребенок ведет себя намного инертнее, чем то фактически обусловлено его природными особенностями. Первое, что тут нужно и можно сделать – это переубедить ребенка в необходимости избавиться от этой ошибочной установки, а выработать установку на мобилизацию всех физических и духовных сил для наилучшего выполнения временных заданий. «Я могу без ошибок действовать значительно быстрее, если по-настоящему этого захочу» – приблизительно такую мысль учитель должен внушать ученикам, которые из-за чрезвычайной осторожности и ошибочной привычки ведут себя медленнее, чем им это доступно. Но этого мало. Нужно так же приучать таких детей постоянно следить за тратой времени на исполнение учебных заданий, обращая внимание на преднамеренную «раскачку», на частые непродуктивные паузы в работе, одним словом, стимулировать постоянный самоконтроль за темпом исполнения намеченных действий.
Значительный эффект тут может дать пользование набором песочных часов, распределенных на разные отрезки времени. При этом важно, чтобы ребенок переживал своеобразную жажду выполнить данный себе приказ вложиться в определенное время.
Переходя к собственно темпераментной, прирожденной стороне медлительности детей-флегматиков, нужно подчеркнуть, что их нервная система не лишена некоторой пластичности. Обычно эта пластичность не такая, как у представителей быстрого типа, но она есть. Инертность ученика, который имеет флегматичный темперамент, можно определенным образом нарушить. Лучше всего это делать путем активизации двигательной сферы ребенка, которая тесно связана с психической и поэтому, действуя на первую, мы, таким образом, воздействуем определенным образом на другую. Двигательную же сферу активизируем значительно лучше.
Существенную роль здесь может сыграть вовлечение учеников-флегматиков в подвижные игры, особенно на свежем воздухе, участие в спортивных соревнованиях. Но что может вызвать у них тягу к двигательной активности? Высокий эмоциональный настрой. Только он поможет преодолеть ощущение дискомфорта, которое возникает у ребенка в случае необходимости проявить свою двигательную активность. Такие игры, занятия спортом должны быть пронизаны духом товарищества, веселого соревнования. Расшевелить медлительных, разбудить их самолюбие, активизировать эмоциональную сферу, чтобы создать необходимое волевое усилие, - вот основной принцип преодоления инертности детей-флегматиков. Наряду с этим в процессе учебной, трудовой и воспитательной деятельности необходимо организовать соревнование с более подвижными учениками, подобрать, чтобы они сидели рядом за партой с не менее подвижными.
Эта рекомендация основывается на известной в психологии тенденции поддаваться влиянию личностей, которые работают рядом. Эффективным может явится вариант соседства с учеником, который выделяется гиперактивным поведением, - в этом случае позитивное влияние будет двусторонним. Вообще вся учебная деятельность ученика-флегматика должна строиться под девизом: «Не медли, учись дорожить каждой минутой, шагай в ногу со всем коллективом».
Дети с меланхолическим темпераментом.
Дифференцированный подход к таким ученикам должен состоять, прежде всего, в предотвращении их быстрой утомляемости (как физической, так и умственной). Им нужно давать по возможности больше времени для отдыха, спрашивать, вызывать к доске на первых этапах урока. Внимательно следить за их адаптацией к новым условиям деятельности. Последнее особенно касается перехода из начальной школы в среднюю. Именно здесь дети впервые сталкиваются с многопредметной и кабинетной системами, что связано с резким повышением нервных нагрузок. В таких условиях даже ученики с сильным типом нервной системы нередко начинают «сдавать позиции», снижают успеваемость, становятся менее дисциплинированными и старательными. А про тех, что имеют меланхолический темперамент, и говорить излишне. Здесь нужны совместные усилия классного руководителя, учителей-предметников и родителей в организации рационального режима работы, отдыха, поддержания бодрости и духа, желания преодолеть трудности адаптации.
Нужно помнить, что присущая ученикам-меланхоликам слабость нервно-психических процессов обозначает также сниженную способность переносить всяческие неудачи. Негативные стимулы, скажем, низкие оценки, как правило влияют на данных детей дезорганизующе. Поэтому желательно воздерживаться от таких оценок. Целесообразно стимулировать детей с меланхолическим темпераментом путем систематического поощрения, поддерживания веры в собственные силы, раскрытия резервов, которые ими еще не приведены в действие. Наилучший способ поддерживать у ученика-меланхолика веру в собственные силы – это дать ему возможность выявить в учебной деятельности преимущества своего темперамента, добиваться, опираясь на эти качества, успехов в обучении, во всем идти в ногу с коллективом класса.
Дети с сангвиническим темпераментом.
Дифференцированный подход к таким ученикам должен осуществляться, прежде всего, в достаточном учете их двигательной энергии, в организации интересных игр, поручений, ролей, что требуют быстрой реакции, смекалки, частых переходов от одного вида деятельности, к другому. Желательно, чтобы все это имело коллективный характер, наполнялось духом соревнования, юмором, весельем. Особенно любят ученики этого типа те виды работы, в которых им достается роль лидера. Кроме того, они отдают преимущество ситуациям, когда в роли учителей по отношению к ним выступают люди, которые также имеют сангвинический тип темперамента, - такие же бодрые, жизнерадостные деятельные.
Если ученик быстро остыл в работе над учебным заданием, которое сначала принял с большим энтузиазмом, учитель ненавязчиво, без лишних упреков возвращает его сознание к необходимости довести начатое дело до конца. При этом внимание ребенка обращается на интересные аспекты задания, которые он, возможно не заметил. Здесь могут оказаться полезными и подбадривания, и призывы к преодолению трудностей, и рассказы о дальнейших перспективах работы. Главное же – добиться того, чтобы ученик накапливал опыт требовательности к себе, напряженности в учебном и производительном труде. А выработать в себе эти качества невозможно, если систематически не упражняться в их применении в повседневной жизни.
Дети с холерическим темпераментом.
Взаимодействуя с этими детьми, приходится придерживаться специальной тактики, которая сдерживала бы присущую им запальчивость, несдержанность. Это особенно касается ситуаций, когда перед педагогом возникает необходимость сделать ученику-холерику критическое замечание. Здесь действовать надо чрезвычайно вдумчиво. Особенно, когда речь идет о взаимоотношении с подростком или старшеклассником.
Также можно посоветовать никогда не вступать в спор с учеником-холериком, когда он уже завелся, потому, что тогда до него не доходят аргументы и убеждения. Надо обязательно дождаться определенного успокоения, и начинать разговор с подчеркивания того, что было сказано этим учеником правильно. Известно, что избегание эффектов в значительной степени способствует их коррекции, так как когда какая-то черта психической индивидуальности то ли позитивная, то ли негативная – на протяжении длительного времени не активизируется, оно начинает постепенно угасать. Это проявляется в том, что со времени для его актуализации необходимыми становятся более сильные стимулы. Спокойная, уравновешенная атмосфера социального окружения – важное условие коррекции.
Обычно, избегание конфликтных ситуаций, подчеркнуто уважительное отношение не имеет ничего общего с потаканием, капризом, грубостями холериков. Стратегия здесь должна быть четкой и однозначной: справедливая требовательность, объективное оценивание, содействие в овладении приемами саморегуляции поведения.
Прежде всего, в улучшении осознания недостатков своего темперамента важную роль могут отыграть тщательно подготовленные индивидуальные беседы, разные виды ролевых игр, шкалы самооценивания, разные опросники. Подростки и старшеклассники очень интересуются самодиагностикой, усовершенствованием своего «Я» и охотно принимают помощь педагогов. Что касается практических дел, то главное заключается в том, чтобы научить учеников-холериков своевременно переключать свое внимание с объекта, который вызывает негативные эмоции, на какой-то «нейтральный».
В заключение, следует сказать вот о чем. Свойства темперамента в значительной степени влияют на успешность, индивидуальные показатели учебной и профессиональной деятельности.