Памер шрыфту
A- A+
Iнтэрвал памiж лiтарамі
Каляровая схема
A A A A
Дадаткова

Устав гимназии

ГЛАВА 1

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 

1. Настоящий Устав является новой редакцией Устава государственного учреждения образования «Гимназия № 11 г. Минска имени И.Д. Черняховского» (далее – Гимназия), зарегистрированного в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за № 190775860 на основании решения Минского городского исполнительного комитета от 20 сентября 2017 года № 3186.

В соответствии с решением Городского исполкома Совета народных депутатов в 1966 году была открыта средняя школа № 103.

Решением Мингорисполкома № 41 от 19 мая 1993 года средняя школа № 103 переименована в гимназию № 103.

Решением Мингорисполкома № 637 от 1 июля 1999 года гимназия № 103 переименована в гимназию № 11.

Решением Мингорисполкома № 2306 от 17 ноября 2006 года    гимназия № 11 переименована в Государственное учреждение образования «Гимназия № 11 г. Минска».

Решением Мингорисполкома № 3186 от 20 сентября 2017 государственное учреждение образования «Гимназия № 11 г. Минска» переименовано в государственное учреждение образования «Гимназия № 11 г. Минска имени И.Д. Черняховского».

2. Наименование учреждения:

на русском языке: государственное учреждение образования «Гимназия № 11 г. Минска имени И.Д. Черняховского»;

на белорусском языке: дзяржаўная ўстанова адукацыі «Гімназія № 11 г. Мінска імя I.Д. Чарняхоўскага».

Сокращенное наименование учреждения:

на русском языке: Гимназия № 11 г. Минска имени И.Д. Черняховского;

на белорусском языке: Гімназія № 11 г. Мінска імя I.Д. Чарняхоўскага.

3. Место нахождения Гимназии (юридический адрес): 220086, г. Минск, ул. Калиновского, 36.

Адрес нахождения начальной школы: 220086, г. Минск, ул. Славинского, 33/1.

4. Тип: учреждение общего среднего образования.

Вид: гимназия.

Гимназия – учреждение общего среднего образования, которое реализует образовательную программу начального образования, образовательную программу базового образования, образовательную программу среднего образования с изучением отдельных учебных предметов, модулей на повышенном уровне в рамках организации профильного обучения и может обеспечивать изучение отдельных учебных предметов на повышенном уровне при реализации образовательной программы базового образования.

5. Гимназия осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, Кодексом Республики Беларусь об образовании, иными действующими актами законодательства Республики Беларусь, нормативными правовыми актами органов местного управления и самоуправления, настоящим Уставом.

6. Гимназия является юридическим лицом, имеет свой учетный номер плательщика,     зарегистрированный в установленном законодательством Республики Беларусь порядке, печать со своим наименованием и изображением Государственного герба Республики Беларусь, бланки и штамп со своим наименованием.

7. Гимназия создана в форме учреждения на основе коммунальной собственности, является некоммерческой организацией, финансируемой из республиканского и местного бюджетов, средств, полученных от приносящей доходы деятельности, безвозмездной (спонсорской) помощи юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных источников, не запрещенных законодательством.

8. Учредителем Гимназии является управление по образованию администрации Первомайского района г. Минска (далее – Учредитель).

9. Предметом деятельности Гимназии является образовательная деятельность и иная деятельность, осуществляемая в сфере образования по реализации образовательных программ начального, базового, среднего образования, программы воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении, а также программы воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении.

10. Целями образования являются реализация Государственного школьного стандарта; формирование гражданственности и патриотизма; привитие навыков здорового образа жизни; интеллектуальное, духовно-нравственное, творческое, физическое и профессиональное развитие личности учащегося; формирование у него знаний, умений, навыков и компетенций.

11. Задачи:

обеспечение прав, свобод и законных интересов граждан в сфере образования;

обеспечение доступности образования, в том числе лицам с особенностями психофизического развития;

создание необходимых условий для удовлетворения запросов личности в образовании;

деятельность по осуществлению воспитания, в том числе по формированию у граждан духовно-нравственных ценностей, здорового образа жизни, гражданственности, патриотизма, ответственности, трудолюбия, профессионального самоопределения гимназистов;

формирование у учащихся научного мировоззрения, нравственное, эстетическое и экологическое воспитание;

всестороннее развитие учащихся, их познавательных интересов, творческих способностей, умений и навыков самообразования.

12. Гимназия в соответствии с актами законодательства имеет право:

осуществлять образовательную деятельность;

формировать структуру и штатное расписание Гимназии;

осуществлять приносящую доходы деятельность;

участвовать в научной, научно-технической, экспериментальной и инновационной деятельности, деятельности по научно-методическому обеспечению образования;

осуществлять проверку подлинности документа об образовании путем направления запроса в Министерство образования о подтверждении факта его выдачи в случае возникновения сомнений в подлинности документа об образовании, выданного в Республике Беларусь, при приеме (зачислении) лица для получения образования;

входить в состав ассоциаций (союзов) и иных объединений некоммерческих организаций;

осуществлять международное сотрудничество в сфере образования.

13. Гимназия обязана обеспечивать:

качество образования;

разработку и утверждение в установленном порядке структурных элементов научно-методического обеспечения соответствующего образования, его совершенствование;

подбор, прием на работу и расстановку кадров, повышение их квалификации;

соблюдение санитарно-эпидемиологических требований;

создание безопасных условий при организации образовательного и воспитательного процессов;

разработку и принятие правил внутреннего распорядка для учащихся;

моральное и материальное стимулирование учащихся, педагогических и иных работников Гимназии;

меры социальной защиты учащихся;

создание необходимых условий для организации питания и оказания медицинской помощи;

участие в формировании контрольных цифр приема;

ознакомление лиц, законных представителей несовершеннолетних лиц при приеме (зачислении) в Гимназию со свидетельством о государственной регистрации, сертификатами о государственной аккредитации, уставом, правилами внутреннего распорядка для учащихся, иными локальными правовыми актами Гимназии, содержащими права и обязанности учащихся;

содействие уполномоченным государственным органам, иным организациям в проведении контроля за обеспечением качества образования.

14. Иные права и обязанности Гимназии устанавливаются Кодексом Республики Беларусь об образовании, иными актами законодательства, уставом Гимназии. 

15. Гимназия может осуществлять приносящую доходы деятельность в соответствии с актами законодательства. Средства, полученные Гимназией от приносящей доходы деятельности, поступают в её самостоятельное распоряжение и расходуются в соответствии с актами законодательства.

16. Отдельными видами деятельности, перечень которых определен законодательством Республики Беларусь, Гимназия может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). Право осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, реализуется с момента получения лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законодательством.

17. В Гимназии запрещается создание и деятельность политических партий, других общественных и религиозных организаций (объединений), деятельность которых противоречит законодательству Республики Беларусь.

18. Кроме основных функций, Гимназия в порядке, предусмотренном законодательством, может осуществлять:

- организацию обучения и воспитания для получения общего среднего образования на дому теми учащимися, которые по медицинским показаниям временно либо постоянно не могут посещать Гимназию;

- организацию обучения и воспитания в условиях организаций охраны здоровья тех учащихся, которые усваивают содержание образовательных программ общего среднего образования и находятся на лечении либо оздоровлении в санаторно-курортных и оздоровительных организациях;

- экспериментальную и инновационную деятельность.

20. Также Гимназия может осуществлять следующие виды деятельности в соответствии с общегосударственным классификатором Республики Беларусь:

85200 Начальное образование

85310 Общее среднее образование

85590 Прочие виды образования, не включенные в другие группировки

91011 Деятельность библиотек

68200 Сдача внаём собственного недвижимого имущества.

Иные виды, не противоречащие законодательству Республики Беларусь.

Гимназия осуществляет охранную деятельность в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

21. Лицензирование деятельности Гимназии, ее аккредитация и подтверждение аккредитации осуществляются в порядке, установленном актами законодательства Республики Беларусь.

ГЛАВА 2

ИСТОЧНИКИ И ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ ИМУЩЕСТВА ГИМНАЗИИ 

22. Имущество Гимназии находится в собственности Минского городского исполнительного комитета (далее - Мингорисполком).

23. Материально-техническую базу Гимназии составляют земельный участок, капитальные строения (здание, сооружения), оборудование и иное имущество.

24. В Гимназии имеются:

помещения, кабинеты, мастерские;

помещения для занятий физической культурой и спортом;

помещение медицинского назначения;

иное имущество в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями.

25. Приобретение и поставка средств обучения и воспитания для оснащения Гимназии, финансируемых за счет средств местных бюджетов, для обеспечения реализации образовательной программы общего среднего образования, могут осуществляться за счет средств республиканского бюджета, иных источников, не запрещенных актами законодательства, в рамках государственной программы развития системы образования.

26. Гимназия может осуществлять платную образовательную деятельность по оказанию дополнительных образовательных услуг, не финансируемых из бюджета.

27. Укрепление, обновление и развитие материально-технической базы Гимназии осуществляется за счет бюджетных средств, а также средств, полученных в результате оказания платных образовательных услуг, добровольных пожертвований организаций, физических и юридических лиц, иных видов деятельности, не противоречащих законодательству Республики Беларусь.

28. Запрещаются действия (бездействие), приводящие к необоснованному сокращению или ухудшению материально-технической базы Гимназии.

29. Гимназия не вправе без согласия собственника отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему по бюджетной смете получаемых бюджетных средств.

30. Гимназия не вправе выступать гарантом или поручителем перед банками-кредиторами юридических лиц негосударственной формы собственности и физических лиц по исполнению этими лицами своих обязательств возврата полученных кредитов.

31. Организация бухгалтерского учета осуществляется на договорных началах с государственным учреждением «Центр по обеспечению деятельности управления по образованию администрации Первомайского района г. Минска и подведомственных организаций». 

ГЛАВА 3 

ПОЛНОМОЧИЯ УЧРЕДИТЕЛЯ 

32. Учредитель в рамках своей компетенции:

осуществляет контроль за обеспечением качества образования;

подбирает кандидатуру и осуществляет деятельность по назначению на должность директора;

организует повышение квалификации и переподготовку руководителя и специалистов Гимназии;

принимает решение об изменении вида, реорганизации и ликвидации Гимназии в порядке, предусмотренном действующим законодательством Республики Беларусь;

в случае прекращения деятельности Гимназии Учредитель принимает меры по переводу учащихся с их согласия, согласия законных представителей несовершеннолетних учащихся в другие учреждения образования в порядке, предусмотренном действующим законодательством Республики Беларусь;

определяет язык обучения и воспитания, обязательный для изучения иностранный язык в соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь;

согласовывает учебные планы Гимназии;

обеспечивает Гимназию учебниками, учебными пособиями, учебно-методическими и другими средствами обучения, основной школьной документацией;

согласовывает внесение изменений и дополнений в штатное расписание Гимназии;

обеспечивает обновление и развитие материально-технической базы Гимназии;

осуществляет полномочия распорядителя бюджетных средств;

участвует в формировании банка данных о документах об образовании;

участвует в формировании государственных автоматизированных информационных систем (ресурсов);

обеспечивает закрепление административно-территориальной единицы за Гимназией для получения общего среднего образования;

осуществляет иные полномочия в сфере образования, определяемые Кодексом Республики Беларусь об образовании и иными актами законодательства Республики Беларусь;

устанавливает контрольные цифры приема в порядке, предусмотренном действующим законодательством. 

ГЛАВА 4

ПОРЯДОК УПРАВЛЕНИЯ ГИМНАЗИЕЙ, СТРУКТУРА И ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ И САМОУПРАВЛЕНИЯ 

33. Управление Гимназией осуществляется в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании, Положением об учреждении общего среднего образования, иными актами законодательства Республики Беларусь, Уставом Гимназии и строится на сочетании принципов единоначалия и самоуправления.

34. Непосредственное руководство Гимназией осуществляет его руководитель – директор, который назначается на должность и освобождается от должности Учредителем Гимназии.

35. Директор Гимназии несет ответственность за качество и эффективность работы, охрану труда работников, охрану прав, жизни и здоровья учащихся, представляет без доверенности интересы Гимназии в государственных органах и организациях, в суде.

36. Директор Гимназии:

действует от имени Гимназии без доверенности и несет ответственность за результаты ее деятельности;

издает приказы, заключает договоры, выдает доверенности;

осуществляет руководство коллективом работников Гимназии, обеспечивает подбор и расстановку кадров;

осуществляет прием, увольнение, перемещение педагогических и иных работников, утверждает их должностные (рабочие) инструкции, устанавливает в соответствии с трудовым законодательством Республики Беларусь, правилами внутреннего трудового распорядка, квалификационными и служебными характеристиками круг обязанностей работников Гимназии, создает необходимые условия для повышения их научно-методического уровня, педагогической и специальной квалификации;

утверждает структуру и штатное расписание Гимназии в пределах выделенных бюджетных ассигнований и в соответствии с типовыми штатами и нормативами численности работников;

принимает решение о применении мер дисциплинарного взыскания к учащемуся;

определяет порядок и периодичность проведения самоконтроля за обеспечением качества образования;

ежегодно на основе типового учебного плана общего среднего образования по согласованию с Учредителем утверждает учебный план Гимназии;

утверждает индивидуальные учебные планы;

поощряет и объявляет взыскания педагогическим и иным работникам Гимназии в соответствии с законодательством Республики Беларусь и локальными нормативными документами, не противоречащими законодательству;

решает вопросы, связанные с финансово-хозяйственной деятельностью Гимназии, обеспечивает учет, сохранность и пополнение материально-технической базы, рациональное использование бюджетных средств, а также средств, которые поступают из других источников финансирования, распоряжается ими в соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь;

обеспечивает соблюдение законодательства об охране труда, требований технических нормативных правовых актов по безопасности труда, а также приказов и предписаний вышестоящих и контролирующих органов;

осуществляет иные права и обязанности в соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь;

осуществляет контроль за ходом и результатами образовательного процесса;

несет ответственность за распределение нагрузки педагогическим работникам.

37. Оплата труда директора Гимназии, в том числе его поощрение за результаты работы, осуществляется в порядке, определенном законодательством Республики Беларусь.

38. Права и обязанности заместителей директора определены в должностных инструкциях, разработанных в установленном законодательством порядке.

39. Основным органом самоуправления в Гимназии является педагогический совет, возглавляемый директором Гимназии.

40. В состав педагогического совета входят все педагогические работники Гимназии.

41. Решения педагогического совета после утверждения их приказом руководителя Гимназии являются обязательными для исполнения всеми педагогическими работниками, учащимися Гимназии и их законными представителями.

42. В Гимназии могут создаваться попечительский совет, родительский комитет, ученический совет, положения о которых утверждаются Министерством образования Республики Беларусь.

43. Компетенция, состав и организация деятельности данных органов самоуправления определяются в соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь, Положениями о соответствующих органах самоуправления, действующими в Гимназии. 

ГЛАВА 5 

ПОРЯДОК СТРУКТУРЫ И ШТАТНОГО РАСПИСАНИЯ ГИМНАЗИИ 

44. Структура Гимназии формируется ей самостоятельно по согласованию с Учредителем.

В состав Гимназии входят структурные подразделения, обеспечивающие реализацию целей и задач, отнесенных к компетенции Гимназии, а также обеспечивающие ее функционирование: библиотека, пункт коррекционно-педагогической помощи, оздоровительный лагерь.

45. Структурные подразделения осуществляют свою деятельность на основании положений о них, утверждаемых директором Гимназии, в соответствии с требованиями актов законодательства.

46. При необходимости приказом директора могут создаваться другие структурные подразделения, необходимые для решения задач Гимназии.

47. Штатное расписание Гимназии формируется с учётом численности учащихся и работников, в соответствии с постановлением, утвержденным Министерством образования Республики Беларусь.

48. Штатное расписание утверждается директором Гимназии, пересматривается два раза в год: на 1 января и на 1 сентября. 

ГЛАВА 6

ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ГИМНАЗИИ 

49. Организация образовательного процесса осуществляется в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании, положением об учреждении общего среднего образования и иными актами законодательства.

50. Образовательный процесс в Гимназии осуществляется на основе: принципов государственной политики в сфере образования; образовательных стандартов;

достижений в области науки и техники, реализуемых в сфере образования;

педагогически обоснованного выбора форм, методов и средств обучения и воспитания;

культурных и духовных традиций и ценностей белорусского народа, достижений мировой культуры;

современных образовательных и информационных технологий.

51. Основные требования к организации образовательного процесса:

обеспечение качества образования;

компетентностный подход;

охрана здоровья учащихся;

соблюдение установленной продолжительности учебного года и каникул, сроков и форм аттестации учащихся;

соблюдение санитарно-эпидемиологических требований;

создание безопасных условий при организации образовательного процесса, в том числе и при проведении мероприятий плана воспитательной работы Гимназии;

создание условий для развития творческих способностей учащихся, вовлечение их в различные виды социально значимой деятельности;

обеспечение социально-педагогической поддержки учащихся и оказания им психологической помощи;

педагогическая поддержка детских и молодежных общественных объединений;

создание специальных условий для получения образования лицами с особенностями психофизического развития.

52. Гимназия реализует образовательную программу начального образования, образовательную программу базового образования, образовательную программу среднего образования, может обеспечивать изучение отдельных учебных предметов, модулей на повышенном уровне при реализации образовательной программы базового образования, изучение отдельных учебных предметов, модулей на повышенном уровне в рамках организации профильного обучения при реализации образовательной программы среднего образования.

Гимназия может реализовывать образовательные программы специального образования, образовательную программу дополнительного образования детей и молодежи.

53. Гимназия обеспечивает получение общего среднего образования, преемственность в организации и содержании образовательного процесса. Общее среднее образования включает в себя три ступени:

I ступень – начальное образование (I - IV классы);

II ступень – базовое образование (V - IX классы);

III ступень – среднее образование (X - XI классы).

I и II ступени общего среднего образования составляют общее базовое образование.

I, II и III ступени общего среднего образования составляют общее среднее образование.

54. Образовательный процесс при реализации образовательных программ общего среднего образования организуется по учебным годам. Учебный год делится на четверти. Продолжительность учебного года, включая каникулы, устанавливается с 1 сентября по 31 августа. Учебные занятия проводятся с 1 сентября по 31 мая включительно, а для учащихся IX и XI классов – с 1 сентября по 25 мая. Если указанные даты приходятся на нерабочий день, то начало (окончание) учебного года, учебных занятий переносится на последующий (предшествующий) рабочий день.

55. Для учащихся устанавливаются каникулы.

Общая продолжительность каникул в период проведения учебных занятий должна быть не менее 30 календарных дней, для учащихся I и II классов – не менее 37 календарных дней.

Продолжительность летних каникул должна быть не менее 12 календарных недель. Начало и завершение четвертей, каникул ежегодно до начала учебного года определяются Министерством образования.

56. Образовательный процесс при реализации образовательных программ общего среднего образования, образовательные мероприятия, а также воспитательная работа с учащимися во внеучебное время организуются в режиме шестидневной недели, которая включает в себя пятидневную учебную неделю и шестой школьный день. Учебные занятия, а также факультативные занятия при реализации образовательной программы начального образования проводятся в режиме пятидневной учебной недели. Учебные занятия при реализации образовательной программы базового образования, образовательной программы среднего образования проводятся в режиме пятидневной учебной недели. В режиме шестидневной недели могут проводиться факультативные занятия в V-XI классах. В шестой школьный день проводятся мероприятия по реализации основных направлений воспитания, в том числе спортивно-массовые, туристические мероприятия, экскурсии.

57. В соответствии с запросами учащихся, законных представителей несовершеннолетних учащихся и возможностями Гимназии факультативные занятия могут быть естественно-математической, гуманитарной, обществоведческой, экологической, военно-патриотической, музыкальной, хореографической, художественной, театральной, профориентационной и иной направленности, а также могут способствовать физическому развитию учащихся, совершенствованию их двигательной активности.

58. Формами организации образовательного процесса при реализации образовательных программ общего среднего образования являются учебное занятие, занятие. Основной формой организации образовательного процесса при реализации образовательных программ общего среднего образования является учебное занятие. К учебным занятиям относятся урок, наблюдение, экскурсия, учебно-полевые сборы и иные учебные занятия. К занятиям относятся дополнительно проводимые к учебным занятиям факультативные, стимулирующие, поддерживающие занятия, коррекционные занятия (для учащихся из числа лиц с особенностями психофизического развития), учебно-полевые сборы, общественно-полезный труд.

59. Учебные занятия могут проводиться по сменам. Ежедневное количество уроков в Гимназии и их последовательность определяется расписанием уроков, которое составляется с учетом требований санитарных правил, норм, гигиенических нормативов. Расписание уроков утверждается директором Гимназии.

Длительность урока в I классах – 35 минут, во II-XI классах – 45 минут.

Продолжительность перемен между уроками определяется исходя из конкретных условий труда Гимназии, необходимости организации питания учащихся и их отдыха в соответствии с требованиями санитарных правил, норм, гигиенических норм.

60. Языком обучения и воспитания является русский язык. Обязательный для изучения иностранный язык – английский.

С учетом пожеланий учащихся (законных представителей несовершеннолетних учащихся), по решению Учредителя, с учетом возможностей Гимназии могут открываться группы с изучением другого иностранного языка.

61. Классы могут делиться на группы в случаях и порядке, определенном законодательством.

62. Организация образовательного процесса при реализации образовательных программ общего среднего образования может быть основана на дифференциации их содержания с учетом образовательных потребностей и интересов учащихся, обеспечивающей изучение отдельных учебных предметов, модулей соответствующей образовательной программы общего среднего образования на базовом, повышенном уровне, в том числе в рамках профильного обучения.

Базовый уровень изучения учебного предмета, модуля – изучение содержания соответствующего учебного предмета, модуля, которое является обязательным в соответствии с учебной программой по этому учебному предмету, модулю.

Повышенный уровень изучения учебного предмета, модуля – изучение содержания соответствующего учебного предмета, модуля, которое включает в себя базовый уровень изучения этого учебного предмета, модуля с углублением и (или) расширением его содержания.

Профильное обучение – целенаправленный процесс организации и стимулирования учебной деятельности учащихся на III ступени общего среднего образования на основе индивидуализации при изучении учебных предметов, модулей, в том числе учебных предметов, модулей, изучаемых на повышенном уровне, учебных предметов, модулей с профессиональной ориентацией содержания (профильных учебных предметов, модулей), проведении факультативных занятий, содержание которых связано с определенным видом профессиональной деятельности (педагогической и иной).

63. В Гимназии могут создаваться классы, в которых осуществляется изучение отдельных учебных предметов, модулей на повышенном уровне, классы (группы), в которых осуществляется изучение отдельных учебных предметов, модулей на повышенном уровне в рамках организации профильного обучения.

На II и III ступенях общего среднего образования могут создаваться классы (группы) с изучением отдельных учебных предметов на повышенном уровне.

Перечень учебных предметов, которые могут изучаться на повышенном уровне, определяется директором гимназии по согласованию с Учредителем в соответствии с типовым учебным планом гимназии.

64. При реализации профильного обучения возможно несколько моделей формирования классов на III ступени общего среднего образования:

- модель 1: объединение в одном классе учащихся, изучающих на повышенном уровне одинаковые учебные предметы;

- модель 2: объединение в одном классе учащихся, изучающих на повышенном уровне разные учебные предметы (мультипрофиль).

При реализации модели 2 возможны следующие варианты:

- один учебный предмет, изучаемый на повышенном уровне, является одинаковым для всех, а другие учебные предметы – разные для разных учащихся;

- в одном классе сформировано несколько профильных групп с разным набором обоих учебных предметов, изучаемых на повышенном уровне (мультипрофильное обучение). Количественный состав мультипрофильной группы – не менее 5 учащихся.

65. Получение общего начального, базового и среднего образования сопровождается текущей, промежуточной и завершается итоговой аттестацией по предметам в соответствии с десятибалльной системой оценивания учебных достижений учащихся на основании Кодекса Республики Беларусь об образовании.

66. Получение общего базового и общего среднего образования завершается выпускными экзаменами, которые проводятся в соответствии с требованиями, установленными Министерством образования Республики Беларусь.

67. Учащимся, успешно завершившим общее базовое образование, выдается свидетельство об общем базовом образовании, а учащимся, которые добились особых успехов в учебе при примерном поведении, – свидетельство об общем базовом образовании с  отличием.

Выпускникам Гимназии, освоившим образовательные программы общего среднего образования, выдается аттестат об общем среднем образовании.

Выпускники Гимназии за отличные успехи в учебе и примерное поведение награждаются золотыми, серебряными медалями с вручением аттестата особого образца, а за особые успехи в изучении отдельных предметов – похвальными листами.

68. Обучение в Гимназии осуществляется на русском языке. Изучение белорусского, русского и иного языка в Гимназии является обязательным, за исключением отдельных категорий детей, для которых изучаемые языки определяются нормативными правовыми актами Министерства образования Республики Беларусь.

69. Образовательный процесс может быть организован на дому.

Решение об освоении содержания соответствующей образовательной программы общего среднего образования на дому, организации учебных занятий на дому или на дому и в учреждении образования принимается структурным подразделением местного исполнительного и распорядительного органа, осуществляющим государственно-властные полномочия в сфере образования по месту жительства (месту пребывания) учащегося, на основании заявления законного представителя несовершеннолетнего учащегося и заключения врачебно-консультационной комиссии.

70. Образовательный процесс организуется индивидуально в случаях, если это предусмотрено учебно-программной документацией образовательных программ общего среднего образования, а также на основании решения руководителя учреждения образования, реализующего образовательные программы общего среднего образования,
в соответствии с индивидуальным учебным планом. Порядок организации
образовательного процесса индивидуально определяется Положением об учреждении общего среднего образования.

71. Для оказания помощи семье в обучении и воспитании учащихся, развития у них творческих способностей могут открываться группы продленного дня для учащихся I-IX классов. Решение о наполняемости группы продленного дня принимается Учредителем.

72. Гимназия ведет учет детей, подлежащих обучению на уровне общего среднего образования, в порядке, определенном Правительством Республики Беларусь.

73. Общие требования к приему лиц для получения общего среднего образования:

Прием (зачисление) лица, достигшего возраста четырнадцати лет, в Гимназию для получения общего среднего образования осуществляется на основании его заявления и с согласия одного из его законных представителей при предъявлении свидетельства о рождении или документа, удостоверяющего личность, медицинской справки о состоянии здоровья, справки об обучении. От имени несовершеннолетнего лица заявление может быть подано его законным представителем.

Прием (зачисление) лиц в Гимназию для освоения содержания образовательной программы начального образования осуществляется по достижении этими лицами на начало учебного года возраста шести лет или по желанию одного из законных представителей несовершеннолетнего лица с более позднего возраста.

По заявлению одного из законных представителей несовершеннолетнего лица при наличии решения педагогического совета допускается прием (зачисление) в I класс лица, которому шесть лет исполняется в текущем календарном году.

74. В Гимназии в первую очередь принимаются лица, которые проживают на территории микрорайона, закрепленного за Гимназией решением администрации Первомайского района г. Минска. В приеме (зачислении) в Гимназии лицу, проживающему на территории, за которой закреплена Гимназия, может быть отказано по причине отсутствия свободного места.

75. Несовершеннолетние иностранные граждане и лица без гражданства, временно проживающие в Республике Беларусь, а также несовершеннолетние иностранные граждане и лица без гражданства, которым предоставлены статус беженца, дополнительная защита или убежище в Республике Беларусь либо которые ходатайствуют о предоставлении статуса беженца, дополнительной защиты или убежища в Республике Беларусь, имеют право на общее среднее образование наравне с несовершеннолетними гражданами Республики Беларусь.

76. В Гимназию для освоения содержания образовательной программы среднего образования принимаются (зачисляются) лица, получившие общее базовое образование.

Прием (зачисление) в X класс Гимназии осуществляется в соответствии с контрольными цифрами приема (в XI класс – при наличии свободных мест) по конкурсу на основании результатов итоговой аттестации по учебным предметам, которые выбраны
для изучения на повышенном уровне лицами, изъявившими желание участвовать в конкурсе для освоения содержания образовательной программы среднего образования с изучением отдельных учебных предметов, модулей на повышенном уровне в рамках
организации профильного обучения в  Гимназии, и среднего балла итоговой аттестации в год приема (зачисления).

Вне конкурса при поступлении в Гимназию для освоения содержания
образовательной программы среднего образования с изучением отдельных учебных предметов, модулей на повышенном уровне в рамках организации профильного обучения зачисляются победители (дипломы I, II или III степени) заключительного этапа республиканской олимпиады по учебным предметам, проведенной Министерством образования в учебном году, который завершается в год приема (зачисления).

Преимущественное право при равном количестве баллов на прием (зачисление) в гимназии для освоения содержания образовательной программы среднего образования с изучением отдельных учебных предметов, модулей на повышенном уровне в рамках
организации профильного обучения в порядке перечисления имеют:

победители (дипломы I, II или III степени) республиканских конкурсов работ исследовательского характера (конференций) учащихся по учебным предметам, проведенных Министерством образования в учебном году, который завершается в год приема (зачисления);
победители (дипломы I, II или III степени) третьего (областного, Минского городского) этапа республиканской олимпиады по учебным предметам, проведенной Министерством образования в учебном году, который завершается в год приема (зачисления);

лица, имеющие по результатам итоговой аттестации в год приема (зачисления) более высокий средний балл по учебным предметам, которые выбраны ими для изучения на повышенном уровне в рамках организации профильного обучения;

лица, имеющие более высокий средний балл по результатам итоговой аттестации в год приема (зачисления).

Порядок приема (зачисления) лиц для освоения содержания образовательной программы среднего образования с изучением отдельных учебных предметов, модулей на повышенном уровне в рамках организации профильного обучения в Гимназии, в том числе перечень учебных предметов, по которым победители заключительного этапа республиканской олимпиады по учебным предметам имеют право на прием (зачисление) в Гимназию вне конкурса, перечень учебных предметов, по которым победители образовательных мероприятий по учебным предметам имеют льготы на прием (зачисление) в Гимназию, сроки формирования контингента учащихся, перечень документов,  которые предъявляются в приемную комиссию Гимназии, определяются Правилами приема лиц для получения общего среднего образования в гимназиях.

В Гимназии для организации приема (зачисления) лиц, изъявивших желание участвовать в конкурсе для освоения содержания образовательной программы среднего образования с изучением отдельных учебных предметов, модулей на повышенном уровне в рамках организации профильного обучения, формирования контингента учащихся по результатам конкурса создается приемная комиссия, возглавляемая руководителем Гимназии или уполномоченным им лицом. Приемная комиссия осуществляет свою деятельность в соответствии с Положением о приемной комиссии гимназии, которое утверждается Министерством образования.

77. Решение о наполняемости классов принимается Учредителем учреждения при соблюдении санитарно-эпидемиологических требований и норм площади на одного учащегося во всех помещениях с пребыванием учащихся.

78. Воспитательный процесс организуется на основе государственной политики, в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании и иными актами законодательства.

79. Воспитательный процесс осуществляется непрерывно в течение календарного года.

80. Воспитательная работа во внеучебное время с учащимися осуществляется педагогическими работниками, в том числе выполняющими функции классного руководителя. 

ГЛАВА 7

УЧАСТНИКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА И ИНЫЕ РАБОТНИКИ ГИМНАЗИИ 

81. К участникам образовательного процесса относятся учащиеся, законные представители несовершеннолетних учащихся, педагогические работники.

82. Учащийся - лицо, принятое для освоения содержания образовательной программы общего среднего образования.

83. Учащиеся имеют право на:

получение образования в соответствии с образовательными программами;

обучение по индивидуальному учебному плану в пределах содержания образовательной программы;

перевод в другое учреждение образования в порядке, устанавливаемом Правительством Республики Беларусь;

обучение и воспитание в пределах содержания образовательной программы по индивидуальному учебному плану, индивидуальной учебной программе в случаях, предусмотренных Кодексом Республики Беларусь об образовании;

создание специальных условий для получения образования с учетом особенностей их психофизического развития;

уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья во время образовательного процесса;

бесплатное психолого-медико-педагогическое обследование в государственных центрах коррекционно-развивающего обучения и реабилитации;

пользование учебниками и учебными пособиями;

каникулы;

бесплатное пользование библиотекой, физкультурно-спортивными сооружениями, учебной базой Гимназии;

получение платных услуг в сфере образования;

получение социально-педагогической и психологической помощи со стороны специалистов Гимназии;

поощрение за успехи в учебной, общественной, научной, научно-технической, экспериментальной, инновационной деятельности, участие в физкультурно-оздоровительных, спортивно-массовых, спортивных мероприятиях, а также в образовательных мероприятиях;

участие в управлении Гимназией;

участие в олимпиадах, конкурсах, турнирах, фестивалях, конференциях, симпозиумах, конгрессах, семинарах, праздниках и других образовательных и иных мероприятиях, спортивно-массовых мероприятиях, общественной, научной, научно-технической, экспериментальной, инновационной, культурной деятельности;

ознакомление со свидетельством о государственной регистрации,
учредительным документом, специальным разрешением (лицензией) на образовательную деятельность, сертификатами о государственной аккредитации, правилами внутреннего распорядка для обучающихся, иными локальными правовыми актами, содержащими права и обязанности обучающихся, а также с учебно-программной документацией;

участие в молодежных и иных общественных объединениях, деятельность которых не противоречит законодательству Республики Беларусь;

обращение в комиссию по разрешению конфликта интересов педагогического работника в случае возникновения разногласий между участниками образовательных отношений.

84. Учащиеся обязаны:

уважать честь и достоинство всех участников образовательного процесса;

добросовестно и ответственно относиться к освоению содержания образовательных программ, программ воспитания;

заботиться о своем здоровье, стремиться к нравственному, духовному и физическому развитию и самосовершенствованию;

выполнять требования учредительных документов, правил внутреннего распорядка для учащихся;

не допускать действий, препятствующих другим участникам образовательного процесса исполнять их обязанности и реализовывать их права в сфере образования;

бережно относиться к имуществу;

выполнять требования Устава, решения педагогического совета, распоряжения и приказы директора, требования руководства и работников Гимназии;

посещать классные и информационные часы;

соблюдать деловой стиль одежды;

использовать одежду для занятий физической культуры согласно санитарным нормам, специальную одежду на уроках трудового обучения, мероприятиях общественно полезного труда;

иметь на учебных занятиях необходимые учебные принадлежности;

размещать устройства связи, интернет-связи перед началом занятий в специально отведенных местах;

предоставлять дневник по первому требованию педагогического работника;

покидать территорию Гимназии во время занятий только с разрешения классного руководителя, дежурного администратора;

находиться в учреждении в течение времени, предусмотренного расписанием занятий (учебных, факультативных и иных).

85. Основанием для привлечения учащихся к дисциплинарной ответственности является:

опоздания или неявка без уважительных причин на учебные занятия и иные формы организации образовательного процесса;

нарушение дисциплины;

неисполнение без уважительных причин законного требования педагогического работника;

оскорбление участников образовательного процесса;

распространение информации, наносящей вред здоровью учащихся;

порчи здания, сооружений, оборудования или иного имущества Гимназии;

нарушение требований законодательства о пожарной безопасности;

распитие алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, употребление наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических и других одурманивающих веществ либо появление в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения на территории Гимназии;

ношение огнестрельного оружия любого вида, боеприпасов любого вида или взрывчатых веществ (либо их имитаторов или муляжей), холодного оружия, колющих, рубящих, режущих предметов, химических ядовитых, огнеопасных веществ;

курение (потребление) табачных изделий, использование электронных систем курения, систем для потребления табака в помещениях и на территории Гимназии;

иные противоправные действия.

86. К дисциплинарной ответственности привлекается учащийся, достигший к моменту совершения дисциплинарного проступка возраста четырнадцати лет, а учащийся из числа лиц с особенностями психофизического развития – семнадцати лет.

87. К учащемуся, совершившему дисциплинарный проступок и не достигшему к моменту его совершения возраста, с которого наступает дисциплинарная ответственность, могут применяться меры педагогического воздействия (беседа, обсуждение на педагогическом совете и иные меры педагогического воздействия), не противоречащие законодательству Республики Беларусь.

88. За совершение дисциплинарного проступка к учащемуся могут быть применены следующие меры дисциплинарного взыскания:

замечание;

выговор;

досрочное прекращение образовательных отношений (отчисление) по основаниям, предусмотренным подпунктами 5.10, 5.16 пункта 5 статьи 68 Кодекса Республики Беларусь об образовании.

89. Досрочное прекращение образовательных отношений (отчисление) как мера дисциплинарного взыскания не применяется к учащемуся, не достигшему восемнадцати лет и не завершившему освоение содержания образовательной программы базового образования, образовательной программы среднего образования, образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью.

90. Применение в качестве меры дисциплинарного взыскания отчисления к несовершеннолетнему учащемуся допускается только после уведомления комиссии по делам несовершеннолетних администрации Первомайского района г. Минска.

91. Право выбора меры дисциплинарного взыскания принадлежит директору Гимназии. При выборе меры дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть дисциплинарного проступка, причины и обстоятельства, при которых он совершен, предшествующее поведение учащегося.

92. Учащийся, привлекаемый к дисциплинарной ответственности, считается невиновным, пока его вина не будет доказана и установлена приказом о применении меры дисциплинарного взыскания, изданным руководителем Гимназии.

93. Учащийся, привлекаемый к дисциплинарной ответственности, не обязан доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности учащегося, привлекаемого к дисциплинарной ответственности, толкуются в его пользу.

94. Поводами для привлечения учащегося к дисциплинарной ответственности могут служить сообщения местных исполнительных и распорядительных органов, правоохранительных органов, иных государственных органов и организаций, докладные записки педагогических и иных работников Гимназии.

95. За каждый дисциплинарный проступок может быть применена только одна мера дисциплинарного взыскания.

96. Дисциплинарные взыскания к учащемуся применяются в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании.

97. Законными представителями несовершеннолетних учащихся являются их родители, усыновители (удочерители), опекуны, попечители.        98. Законные представители несовершеннолетних учащихся имеют право на:

ознакомление со свидетельством о государственной регистрации, учредительными документами, сертификатами о государственной аккредитации, а также с учебно-программной документацией, правилами внутреннего распорядка для учащихся;

участие в управлении Гимназией;

защиту прав и законных интересов учащихся, включая обращение в комиссию по разрешению конфликта интересов педагогического работника в случае возникновения разногласий между участниками образовательных отношений;

получение информации о ходе и содержании образовательного процесса, используемых методах обучения и воспитания, результатах учебной деятельности учащихся в порядке, определяемом руководителем Гимназии;

получение информации обо всех видах обследований (психологических, педагогических) учащихся.

99. Законные представители несовершеннолетних учащихся обязаны:

уважать честь и достоинство других участников образовательного процесса;

обеспечивать условия для получения образования и развития учащихся;

обеспечивать выполнение учащимися, законными представителями которых они являются, требований учредительных документов, правил внутреннего распорядка для учащихся.

100. Педагогическими работниками признаются лица, которые осуществляют педагогическую деятельность (реализуют содержание образовательных программ, программ воспитания, осуществляют научно- методическое обеспечение образования и осуществляют руководство образовательной деятельностью Гимназии, его структурных подразделений).

101. Основные требования, предъявляемые к педагогическим работникам, определяются квалификационными характеристиками, утверждаемыми в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, а также должностными инструкциями, трудовыми договорами (контрактами).

102. Педагогическую деятельность не могут осуществлять лица:

лишенные права заниматься педагогической деятельностью;

имеющие судимость;

имеющие медицинские противопоказания к осуществлению педагогической деятельности;

признанные недееспособными или ограниченно дееспособными;

не имеющие права заниматься педагогической деятельностью в случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь.

103. При возникновении в период осуществления педагогической деятельности обстоятельств, препятствующих ее осуществлению, данная деятельность прекращается в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

104. Педагогические работники в соответствии с законодательством имеют право на:

защиту профессиональной чести и достоинства;

обеспечение условий для осуществления профессиональной деятельности;

творческую инициативу, свободу выбора педагогически обоснованных форм и методов обучения и воспитания, учебных изданий и средств обучения;

доступ к учебно-программной, учебно-методической документации, информационно-аналитическим материалам;

участие в экспериментальной, инновационной, международной деятельности Гимназии;

участие в управлении Гимназией;

повышение квалификации;

моральное и материальное поощрение за успехи в педагогической деятельности;

объединение в профессиональные союзы, иные общественные объединения, деятельность которых не противоречит законодательству Республики Беларусь.

105. Педагогические работники обязаны:

уважать честь и достоинство всех участников образовательного процесса;

осуществлять свою деятельность на профессиональном уровне, обеспечивающем реализацию образовательных программ, программ воспитания;

соблюдать правовые, нравственные и этические нормы;

повышать свой профессиональный уровень, проходить аттестацию;

вести здоровый образ жизни, пропагандировать его среди учащихся;

соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с особенностями психофизического развития;

проходить предварительный медицинский осмотр при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры в порядке, устанавливаемом Министерством здравоохранения Республики Беларусь.

106. Педагогическим работникам запрещается использовать образовательный процесс в политических целях или для побуждения учащихся к действиям, противоречащим Конституции Республики Беларусь и законодательству Республики Беларусь.

107. Педагогические работники не вправе оказывать платные консультативные услуги по отдельным учебным предметам, модулям, учебным дисциплинам, образовательным областям, темам, в том числе помощь в подготовке к вступительным испытаниям (репетиторство), учащимся, если это приводит к конфликту интересов педагогического работника.

108. Педагогические работники обязаны строго соблюдать Правила педагогических работников.

109. Комиссия по разрешению конфликта интересов педагогического работника создается в целях урегулирования разногласий между участниками образовательных отношений в случае возникновения конфликта интересов педагогического работника.

110. Решение комиссии по разрешению конфликта интересов педагогического работника является обязательным для всех участников образовательных отношений в учреждении и подлежит исполнению в сроки, предусмотренные указанным решением.

111. Решение комиссии по разрешению конфликта интересов педагогического работника может быть обжаловано в вышестоящем органе (организации).

112. Порядок создания, организации работы, принятия решений комиссии по разрешению конфликта интересов педагогического работника и их исполнения устанавливается Министерством образования Республики Беларусь.

113. К иным работникам относятся работники, не являющиеся педагогическими. Права и обязанности иных работников Гимназии устанавливаются законодательством Республики Беларусь, Уставом Гимназии, локальными документами, трудовыми договорами (контрактами). 

ГЛАВА 8

ПОРЯДОК РЕОРГАНИЗАЦИИ И ЛИКВИДАЦИИ ГИМНАЗИИ 

114. Решения об изменении вида, о реорганизации, ликвидации Гимназии принимаются Учредителем на основании оценки последствий принятия таких решений с учетом количества лиц, подлежащих обучению и воспитанию на уровне общего среднего образования на территории соответствующей административно-территориальной единицы, и количества государственных учреждений, реализующих образовательные программы общего среднего образования на этой территории. 

ГЛАВА 9

ПОРЯДОК ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ И (ИЛИ) ДОПОЛНЕНИЙ В УСТАВ ГИМНАЗИИ 

115. Настоящий Устав вступает в силу с момента его государственной регистрации в порядке, установленном действующим законодательством Республики Беларусь. Изменения и дополнения в настоящий Устав утверждаются приказом управления по образованию администрации Первомайского района г. Минска и подлежат государственной регистрации в соответствии с действующим законодательством. 

ГЛАВА 10

ДРУГИЕ СВЕДЕНИЯ О ГИМНАЗИИ, ПРЕДУСМОТРЕННЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ И ОПРЕДЕЛЕННЫЕ УЧРЕДИТЕЛЕМ 

116. Лицензирование деятельности Гимназии, ее аккредитация и подтверждение аккредитации осуществляются в порядке, установленном актами законодательства Республики Беларусь.

117. В Гимназии не допускаются создание и деятельность политических партий, иных общественных объединений, преследующих политические цели, а также создание и анонимная или иная противоречащая законодательству Республики Беларусь деятельность религиозных организаций.

118. В Гимназии по вопросам воспитания на основании письменных заявлений учащихся (законных представителей несовершеннолетних учащихся) во внеучебное время могут взаимодействовать зарегистрированные религиозные организации с учетом их влияния на формирование духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа в порядке, установленном Правительством Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь.

Раздзелы сайта